dizajn-menedzhment

Дизайн-менеджмент

Бывший дизайнер Apple Марк Кавано как-то сказал: «…самое большое заблуждение — это вера в то, что у продуктов Apple лучше дизайн … потому, что у них лучшая команда дизайнеров в мире. На самом деле, всё дело в инженерной культуре и том, как всё структурировано и организовано, всё вертится вокруг ценности дизайна. Здесь все думают о UX и дизайне, не только дизайнеры…». Дизайн-менеджмент — это вообще про менеджмент, не про рисование, и это то, что необходимо развивать многим стабильным компаниям для роста. Почему так — дальше в статье.

Что такое дизайн-менеджмент

Для человека со стороны отдел дизайна в разных компаниях может выглядеть по-разному. От тотального шапито до какого-то инженерного кабинета, и всё это не имеет никакого отношения к тому, что там происходит внутри с точки зрения бизнеса. Менеджмент в дизайн бизнесе: среди дизайнеров, и вовне, в компанию или клиентам — отдельная и сложная область менеджмента. Такая зона компетенций есть почти в каждой компании, хоть называться она может и иначе. Даже если нет специальной позиции, в успешной компании всегда есть человек, который развивает процессы «делай-вещи-хорошо» и «делай-хорошие-вещи». Определение слова «хорошо» очень абстрактно. Хороший продукт финансово и тот, который просто нравится людям или приносит пользу — не всегда одно и то же. Именно поэтому нужно управление. Для хороших финансовых показателей полезный продукт — фундамент успеха, но не его гарантия. Бесполезный продукт или который не нравится людям — почти всегда гарантия неуспеха.

Дизайн тут может показаться лишним, но это не так. Чтобы достигать синергии и полезное действие системы было больше, чем сумма полезного действия её составляющих, нужно видение. Это видение формируется в понимании того, как работает каждый узел системы, выпускающей продукт. В обычной компании, которая следит за качеством продукта только в таблицах, очень легко не увидеть за деревьями леса. Многие продукты, изменившие ландшафт своего рынка, были сделаны не в управленческой и балансовой отчётности. Даже если не брать прорывы и инновации, мы видим вокруг невероятное множество вещей, которые могли бы быть лучше с теми же или даже меньшими ресурсами. От урбанистики и мебели до устройств и одежды.

Всё это «могло быть лучше» — от компаний, которые управляют процессом создания продукта в таблице эксель, где по планам каждый отдел сделал то, что от него просили, но синергии не получилось. Иногда функции специалистов управленцев принимает на себя лидер компании. В шутку или нет, но некоторые из них называют себя DEO, а не CEO.

Уровни дизайн менеджмента

Влиять на видение компании, её продуктов, быть источником изменений в сторону своего видения дизайн-менеджер может на каждом уровне. Ключевые свойства такой активности: образования горизонтальных связей с коллегами, чтобы договариваться и оптимизировать процесс. Например, передача макета разработке может происходить по формальным пунктам, а может быть предварена исследованием фреймворков, процессов и ресурсов разработки. Если удаётся заразить других коллег своим видением: маркетинг, технологии, и тд. Это уже будет другой уровень сотрудничества.

Уровни дизайн-менеджмента
Уровни дизайн-менеджмента

Операционное управление

На операционном уровне процесс дизайн-менеджмента отвечает на вопрос «как». Как делать хорошие вещи. Как будут выглядеть иконки. Как человеку минимальными усилиями получить желаемое от продукта. Как сделать проще. Как вообще это сделать, если задача кажется нерешаемой. Здесь, распоряжаясь ресурсами и коммуницируя, происходит предметное создание продуктов.

Тактическое управление

В тактическом уровне, надо постоянно отвечать на вопрос «что». Что нужно сделать за продукт, чтобы попасть из точки А в точку Б. Что есть хорошие вещи. Отсюда отправляется ответ «что» в операционный дизайн-менеджмент, чтобы там решали, как именно делать.

Стратегическое управление

Более абстрактный уровень. Где-то тут каждый день рождается ответ на вопрос «зачем». Зачем мы выпускаем эти продукты. Зачем нам на этот рынок. Зачем мы делаем этот продукт и делаем его именно так — вложенность тактического и операционного уровня в стратегический. Всё это должно быть согласовано с бизнес стратегией компании.

Задачи дизайн менеджмента

Если в менеджменте компании вводится подобная отдельная позиция, то традиционно зоной отвественности становится дизайн, но это формальная сторона. На самом деле, в задачи дизайн-менеджера входит площадь пересечения областей управления бизнесом и дизайна, но так как первое как будто само собой разумеется, но в постановке задач формально фигурирует только дизайн.

Задачи дизайн-менеджмента
Задачи дизайн-менеджмента

Иногда генеральный директор в состоянии покрыть компетенции по креативности и инновациям и привить дизайн-культуру своей компании. Таких примеров много, из попсы: Стив Джобс. Иногда нанимают дизайнеров-управленцев, которые в состоянии интегрировать свои ключевые креативные компетенции в процессы управления.

Если в компании эти компетенции не перекрываются, то можно весело пошутить с диаграммой Виенна:

Дизайн-менеджмент не привит в компании
Дизайн-менеджмент не привит в компании

Функции дизайн менеджмента

Функционально дизайн-менеджмент определяет и культивирует в компании уже давно известные понятия «миссия» и «видение». Вот всё, что можно прочитать в пыльных книгах по брендинигу из 80-х, все эти беспомощные попытки в таблице воспроизвести успех других компаний и масштабировать его как методику. Настолько смешные, что даже сами эти слова почти стали ругательством. Но не бывает дыма без огня, и огонь всё-таки нашли в функциях дизайн-менеджмента.

Корпоративная культура, её идентичность, ценности и видение — то, что должно объединять людей внутри компании, искать способ решить более масштабные задачи, чем прописано в плане. Не привитое сверху, а чтобы людям ХОТЕЛОСЬ «делать-вещи-хорошо» и «делать-хорошие-вещи». Тогда дизайн будет реализовывать свой потенциал. Продукт будет не только обладать красивыми картинками, что ошибочно воспринимается, как хороший дизайн. Результат работы компании будет пользоваться любовью потребителей, сотрудников компании и приносить доход.

Поделиться
Телеграфировать
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

One Reply

  • «Корпоративная культура, её идентичность, ценности и видение» — это разве не HR и маркетинг? Первый осуществляет деятельность внутри компании, второй снаружи. Да, хороший дизайн — жирный плюс при коммуникации. Дизайн может быть важен в компаниях, занимающихся цифровыми продуктами. Но мне кажется, что функция дизайна скорее прикладная, чем организационная, а дизайн — это технология, инструмент. У тебя выходит, что дизайн-менеджер «определяет миссию и видение», что довольно редко бывает. Это определяется бизнес стратегией, четко построенной коммуникацией (визуальная коммуникация даже не всегда нужна), а для этого неплохо было бы иметь пару-тройку специалистов управленцев в маркетинге и эйчаре, которые будут работать сообща. И как-то получается, что для хорошего дизайна, и для того, чтобы дизайн-менеджер действительно приносил бы пользу, должно сложиться много факторов. А у самого дизайн-менеджера роль скорее исполнителя, чем визионера.

Добавить комментарий