Дизайн мышление — это тренд. среди обывателей бытует устойчивое заблуждение о том, что оно создано только для дизайнеров или других специалистов креативных индустрий. В статье рассмотрю, что такое дизайн мышление, как оно работает и, самое главное, нужно ли оно самому дизайнеру.
Дизайн — это прикладная дисциплина, а не фантазёртво. В нём, разумеется, существуют правила, которые требуется знать, чтобы нарушать. А также существуют фундаментальные принципы, которые естественным путём прививаются в процессе опыта. Вне реальной задачи такие методы бесполезны, а иногда и вредны. Если это путь к постройке, скажем, самолёта, то пройти его без эволюции технологий: без металлургии, аэродинамики, фундаментальных наук — невозможно.
Для здравомыслящего недизайнера вообще многие процессы от планирования своей жизни до заказа еды должны состоять из подобных методик, но не прибитых гвоздями, а сформированных ситуационно. Получается, дизайн мышление — это вовсе не метод. Надо признать, что дядечка Саймон всё-таки сделал полезную вещь для менеджеров среднего звена. Далее — почему.
САЙМОН, ГЕРБЕРТ АЛЕКСАНДЕР (Simon, Herbert Alexander) (1916—2001), американский учёный, изучал принципы и процессы принятия решений в различных областях человеческой деятельности. Является отцом-основателем дизайн мышления — его основных принципов и этапов. В 1978 году получил Нобелевскую премию в области психологии и искусственного интеллекта.
Содержание
Из истории дизайн мышления
Рождение дизайн мышления происходит в свободные шестидесятые, когда все прогрессивное человечество пытается мыслить иначе. Саму идею дизайн мышления предложил Герберт Саймон в книге «Науки об искусственном» (The Sciences of the Artificial) в 1969 году. Концепт дизайн-мышления активно продвигал Стэнфордский университет. Учёные этого университета в последствии основали Стэнфордский институт дизайна, чья научная методология была построена на принципах new design thinking.

Показательно, что в те времена дизайнеры фундаментально занимались проектированием, а то «творчество», которое сейчас принято считать дизайном, выполняли художники. Например, в 60-х годах был создан логотип Чупа-чупс Сальвадором Дали, но в дизайн мышление его методы не войдут)
Принципы дизайн мышления
Принципы, найденные в интернете, которые рандомно совпадают с принципами дизайна. Это вообще свойственно подобным методам, но если разбираем, приведу их:
- Эмпатия. Умение вникнуть в задачу, понять мысли и чувства другого человека;
- Нестандартность мышления. Способность придумывать новые идеи, свободные от стереотипов;
- Прототипирование. Навык создавать прообразы для своих идей.
- Разумный минимализм. Будь экономичным в своих решениях, отметай все лишнее;
- Любовь к трудностям. Неудачи, препятствия и неизбежное сопротивление — это хорошо. Преодолевая их, ты делаешь свои решения сильнее;
- Ориентируйся на потребителя. «Чтобы поймать преступника, надо мыслить как преступник».)
Эвристика дизайн мышления, или где полезно дизайн мышление
В целом можно таким методом затеять уборку дома, или построить маршрут путешествия. Ну и если человек работает на отлаженных рельсах, как робот менеджер среднего звена, тоже может помочь. Свойство дизайн мышления к поиску нового там, где ещё не искали, полезно при запуске бизнеса. Оно помогает установить связь с потребителем, найти новые инсайты, проверить гипотезы, собрать обратную связь и снова что-то улучшить. Команды могут пользоваться сокращённым методом, который пересекается с методом двойного алмаза из сервис-дизайна.
Существуют четыре стадии командной разработки проекта
Открытие — в исследовании самой проблемы и потенциальных возможностей. Эта стадия ориентирована на поиск новых решений принципиально новыми методами.
Определение — дизайнер составляет для себя бриф из решений фазы открытия и определяет общий объем проекта.
Разработка — происходит выбор и дальнейшее развитие решений их прототипирование и тестирование необходимое количество раз.
Воплощение — путь, от проектной стадии к реальному артефакту и качественному пользовательскому опыту.
Этапы дизайн мышления
От соблюдения принципов дизайн мышления жертва переходит к последовательному воплощению своих идей. По Герберту Саймону в дизайн-мышлении выделяются следующие этапы:

- Определение проблемы и исследование. Или эмпатия, если эта проблема — человеческая;
- Фокусирование на наиболее важной проблеме;
- Формирование идей. Обязательно без ограничений, даже самые идиотские;
- Выбор наиболее рабочей идеи, как гипотезы;
- Создание прототипа решения;
- Отсекание не сработавших прототипов тестированием;
Итого: сначала узнаём максимум нового о предмете, потом выбираем узкую область проблемы. Выдумываем, совершенно не ограничивая степень бредовости, фильтруем бред. Создаём прототипы, проверяем об бетонную стену реальности, оставляем то, что выжило.
Ценность для бизнеса
Надувные указатели
S-Oil, корейская компания заправок, долгое время была рядовым представителем рынка. Стремление выбиться в хэдлайнеры заправочного бизнеса и методы дизайн мышления помогли ей сделать небывалый рывок и стать одной из лидирующих компаний страны: 2-ой по величине.
Проблема была тривиальна. Заполненные дороги снижают видимость и заставляют несчастных автомобилистов долго блуждать в запутанных лабиринтах авто. Общение с заказчиком напрямую позволило быстро определить сложность и придумать простое и дешёвое решение вопроса. S-Oil придумали знаки из желтых шариков в форме стрелочек которые показывали свободное место на парковке.
Как результат S-Oil:
- Позаботились об автомобилистах;
- Значительно увеличили продажи бензина;
- Заработали имидж экозащитников;
Перековать мозги
По данным Датского центра дизайна компания General Electric обратилась ко внедрению дизайн ориентированных тренингов для сотрудников. Результат не заставил себя долго ждать. Согласно отчету, компания повысила доход в среднем на 40%.
Перековывать мозги всегда сложно, но иногда очень полезно. Со слов Питера Колана, руководителя практики преобразования в дизайн-консалтинговом агентстве IDEO: «Мы предупреждаем, что людям будет некомфортно».
Да, подобный переход может быть непростым. Изменение культуры компании может занять годы. Самый быстрый путь заставить сотрудников мыслить по-новому — дать возможность менеджерам всех уровней воспринимать себя как проектировщиков их собственного дела.
С чем стоит быть осторожнее
Довольно часто в подобных статьях восхваляются методы, а вместо заключения пишется мотивирующая чушь. Я лишь скажу, что решать эвристические задачи можно разными путями. В частности метод, который сформулирован, как дизайн мышление — лишь один из удобных шаблонов. Мы сталкиваемся с подобными задачами, которые не решаются простым алгоритмом каждый день, и кто-то преуспевает, а кто-то нет. Важно понимать, что вообще в любой сфере не стоит полагаться на шаблон, снятый с кого-то, у кого получается. Особенно если это касается нешаблонных задач.
Под каждую проблематику полезно искать свои собственные пути решения и быть гибким. Возвращаясь к началу статьи просто напомню: опытные дизайнеры не пользуются дизайн мышлением, но иногда порядок их работы может быть похож на порядок в этом методе. Просто потому что такой порядок был сформирован дизайнером ситуативно.
Что почитать:
- Герберт Саймон «Науки об искусственном»
- Уильям Ханнон «Дизайн мышление»
- Роджер Мартин «Дизайн бизнеса»
- Тим Огилви, Жанна Лидкой «Думай как дизайнер»