dizain-myshlenie-cover

Дизайнеру не нужно дизайн мышление

Дизайн мышление — это тренд. среди обывателей бытует устойчивое заблуждение о том, что оно создано только для дизайнеров или других специалистов креативных индустрий. В статье рассмотрю, что такое дизайн мышление, как оно работает и, самое главное, нужно ли оно самому дизайнеру.

Дизайн — это прикладная дисциплина, а не фантазёртво. В нём, разумеется, существуют правила, которые требуется знать, чтобы нарушать. А также существуют фундаментальные принципы, которые естественным путём прививаются в процессе опыта. Вне реальной задачи такие методы бесполезны, а иногда и вредны. Если это путь к постройке, скажем, самолёта, то пройти его без эволюции технологий: без металлургии, аэродинамики, фундаментальных наук — невозможно.

Для здравомыслящего недизайнера вообще многие процессы от планирования своей жизни до заказа еды должны состоять из подобных методик, но не прибитых гвоздями, а сформированных ситуационно. Получается, дизайн мышление — это вовсе не метод. Надо признать, что дядечка Саймон всё-таки сделал полезную вещь для менеджеров среднего звена. Далее — почему.

САЙМОН, ГЕРБЕРТ АЛЕКСАНДЕР (Simon, Herbert Alexander) (1916—2001), американский учёный, изучал принципы и процессы принятия решений в различных областях человеческой деятельности. Является отцом-основателем дизайн мышления — его основных принципов и этапов. В 1978 году получил Нобелевскую премию в области психологии и искусственного интеллекта.

Из истории дизайн мышления

Рождение дизайн мышления происходит в свободные шестидесятые, когда все прогрессивное человечество пытается мыслить иначе. Саму идею дизайн мышления предложил Герберт Саймон в книге «Науки об искусственном» (The Sciences of the Artificial) в 1969 году. Концепт дизайн-мышления активно продвигал Стэнфордский университет. Учёные этого университета в последствии основали Стэнфордский институт дизайна, чья научная методология была построена на принципах new design thinking.

Дали Сальвадор дизайн

Показательно, что в те времена дизайнеры фундаментально занимались проектированием, а то «творчество», которое сейчас принято считать дизайном, выполняли художники. Например, в 60-х годах был создан логотип Чупа-чупс Сальвадором Дали, но в дизайн мышление его методы не войдут)

Принципы дизайн мышления

Принципы, найденные в интернете, которые рандомно совпадают с принципами дизайна. Это вообще свойственно подобным методам, но если разбираем, приведу их:

  • Эмпатия. Умение вникнуть в задачу, понять мысли и чувства другого человека;
  • Нестандартность мышления. Способность придумывать новые идеи, свободные от стереотипов;
  • Прототипирование. Навык создавать прообразы для своих идей.
  • Разумный минимализм. Будь экономичным в своих решениях, отметай все лишнее;
  • Любовь к трудностям. Неудачи, препятствия и неизбежное сопротивление — это хорошо. Преодолевая их, ты делаешь свои решения сильнее;
  • Ориентируйся на потребителя. «Чтобы поймать преступника, надо мыслить как преступник».)

Эвристика дизайн мышления, или где полезно дизайн мышление

В целом можно таким методом затеять уборку дома, или построить маршрут путешествия. Ну и если человек работает на отлаженных рельсах, как робот менеджер среднего звена, тоже может помочь. Свойство дизайн мышления к поиску нового там, где ещё не искали, полезно при запуске бизнеса. Оно помогает установить связь с потребителем, найти новые инсайты, проверить гипотезы, собрать обратную связь и снова что-то улучшить. Команды могут пользоваться сокращённым методом, который пересекается с методом двойного алмаза из сервис-дизайна.

Существуют четыре стадии командной разработки проекта

Открытие — в исследовании самой проблемы и потенциальных возможностей. Эта стадия ориентирована на поиск новых решений принципиально новыми методами.

Определение — дизайнер составляет для себя бриф из решений фазы открытия и определяет общий объем проекта.

Разработка — происходит выбор и дальнейшее развитие решений их прототипирование и тестирование необходимое количество раз.

Воплощение — путь, от проектной стадии к реальному артефакту и качественному пользовательскому опыту.

Этапы дизайн мышления

От соблюдения принципов дизайн мышления жертва переходит к последовательному воплощению своих идей. По Герберту Саймону в дизайн-мышлении выделяются следующие этапы:

Этапы дизайн-мышления
Всего три итерации, циклично расширяющие вариативность, а затем фильтрующие результат.
  1. Определение проблемы и исследование. Или эмпатия, если эта проблема — человеческая;
  2. Фокусирование на наиболее важной проблеме;
  3. Формирование идей. Обязательно без ограничений, даже самые идиотские;
  4. Выбор наиболее рабочей идеи, как гипотезы;
  5. Создание прототипа решения;
  6. Отсекание не сработавших прототипов тестированием;

Итого: сначала узнаём максимум нового о предмете, потом выбираем узкую область проблемы. Выдумываем, совершенно не ограничивая степень бредовости, фильтруем бред. Создаём прототипы, проверяем об бетонную стену реальности, оставляем то, что выжило.

Ценность для бизнеса

Надувные указатели

S-Oil, корейская компания заправок, долгое время была рядовым представителем рынка. Стремление выбиться в хэдлайнеры заправочного бизнеса и методы дизайн мышления помогли ей сделать небывалый рывок и стать одной из лидирующих компаний страны: 2-ой по величине.

Проблема была тривиальна. Заполненные дороги снижают видимость и заставляют несчастных автомобилистов долго блуждать в запутанных лабиринтах авто. Общение с заказчиком напрямую позволило быстро определить сложность и придумать простое и дешёвое решение вопроса. S-Oil придумали знаки из желтых шариков в форме стрелочек которые показывали свободное место на парковке.

Как результат S-Oil:

  1. Позаботились об автомобилистах;
  2. Значительно увеличили продажи бензина;
  3. Заработали имидж экозащитников;

Перековать мозги

По данным Датского центра дизайна компания General Electric обратилась ко внедрению дизайн ориентированных тренингов для сотрудников. Результат не заставил себя долго ждать. Согласно отчету, компания повысила доход в среднем на 40%.

Перековывать мозги всегда сложно, но иногда очень полезно. Со слов Питера Колана, руководителя практики преобразования в дизайн-консалтинговом агентстве IDEO: «Мы предупреждаем, что людям будет некомфортно».

Да, подобный переход может быть непростым. Изменение культуры компании может занять годы. Самый быстрый путь заставить сотрудников мыслить по-новому — дать возможность менеджерам всех уровней  воспринимать себя как проектировщиков их собственного дела.

С чем стоит быть осторожнее

Довольно часто в подобных статьях восхваляются методы, а вместо заключения пишется мотивирующая чушь. Я лишь скажу, что решать эвристические задачи можно разными путями. В частности метод, который сформулирован, как дизайн мышление — лишь один из удобных шаблонов. Мы сталкиваемся с подобными задачами, которые не решаются простым алгоритмом каждый день, и кто-то преуспевает, а кто-то нет. Важно понимать, что вообще в любой сфере не стоит полагаться на шаблон, снятый с кого-то, у кого получается. Особенно если это касается нешаблонных задач.

Под каждую проблематику полезно искать свои собственные пути решения и быть гибким. Возвращаясь к началу статьи просто напомню: опытные дизайнеры не пользуются дизайн мышлением, но иногда порядок их работы может быть похож на порядок в этом методе. Просто потому что такой порядок был сформирован дизайнером ситуативно.

Что почитать:

  • Герберт Саймон  «Науки об искусственном»
  • Уильям Ханнон «Дизайн мышление»
  • Роджер Мартин «Дизайн бизнеса»
  • Тим Огилви, Жанна Лидкой «Думай как дизайнер»
Поделиться
Телеграфировать
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Добавить комментарий