produktovyi-dizain

Что такое продуктовый дизайн

Продуктовый дизайн — это сравнительно новая область в цифровой разработке. Он сочетает в себе функции, которые до этого выполняли представители разных специальностей. Их много: дизайн взаимодействия, визуальный дизайн, анимация, знание специфики разработки и научный метод. Дизайнер теперь занимается исследованием пользователей, гипотезами, аналитикой, прототипированием и подходит к этому системно. Это далеко не полный перечень обязанностей специалиста.

Актуальность

Рынок нуждается не только в узком специалитете. Дизайнеры, которых считают художниками, теперь превращаются в универсалов с логическими и менеджерскими способностями. Работодателям это выгодно, потому что не надо к каждому дизайнеру теперь нанимать ещё человека, который будет приземлять решения на финансовый рельеф. 

По запросу product designer на хедхантере в феврале 2020 года можно увидеть следующую картинку.

Что такое продуктовый дизайн Продуктовый дизайн — это сравнительно новая область в цифровой разработке. Он сочетает в себе функции, которые до этого выполняли представители разных специальностей. Их много: дизайн взаимодействия, визуальный дизайн, анимация, знание специфики разработки и научный метод. Дизайнер теперь занимается исследованием пользователей, гипотезами, аналитикой, прототипированием и подходит к этому системно. Это далеко не полный перечень обязанностей специалиста. продуктовый дизайн

Если вы думаете, что нанять профессионала дорого — попробуйте нанять любителя.

Йохан Стаель фон Хольстайн (или кто там это написал))

Продакт дизайнеры востребованы на рынке. Крупнейшие IT компании предлагают им не только достойную заработную плату, но и возможность совершенствования своих навыков.

Ценность для бизнеса

Продуктовый дизайнер это бизнесмен от дизайна. Такой специалист лучше ориентируется в бизнес процессах. Его вовлеченность в процессы с обоих сторон позволяет улучшить коммуникацию при работе с заказчиком, снизить издержки и повысить доход. Дизайн теперь говорит на одном языке с бизнесом. Избавившись от существовавшего прежде разделения обязанностей, продуктовый дизайнер экономит время и позволяет избежать множества проволочек и нестыковок.

Их нанимают, как класс дизайнеров, в которых просто выгодно инвестировать. Среднестатистический продакт дизайнер может хуже рисовать или даже вообще не уметь этого делать, но при этом проектировать решения, выгодность которых сможет обосновать буквально в рублях.

Интерфейсный дизайнер сделает компонент системы, на который потратят миллион, а через год ещё два на его переделывание. А продакт хотя и  в два раза дороже по зарплате сделает так, что миллион потратят только один раз, и два при этом сэкономит. И сделает это всего за неделю своей работы. Не говоря о том, что пользоваться системой будет легче, а соответственно и продавать её тоже будет проще. Дизайнер продукта проводит весь спектр работ и курирует продукт от рождения до встречи с потребителем. Именно поэтому работа опытного специалиста стоит дорого.

Принципы работы

Понятно, что любая новая специальность, выходя на рынок, стремится к своей легитимации и первоначально начинает активно заимствовать чужие принципы работы. Интегративность и комплексность сами собой приводят к тому, что правил много, они разные и из разных областей знаний. 

Основные правила: 

  1. Исходить из потребностей клиента; 
  2. Не совершать лишних шагов;
  3. Быть прекрасно и всесторонне информированным;
  4. Делать сложное проще, но не примитивнее (коллеги знают, какой это труд);
  5. Работать комплексно и на всех уровнях;
  6. Создавать продукт для всех и каждого;
  7. Знать контекст;
  8. Создавать сервисы и системы, а не просто сайты или локальные проекты;
  9. Быть последовательными;
  10. Открытость своей деятельности. Потребитель для продуктового дизайнера скорее компаньон, а не конкурент; 

Этапы и процесс проектирования дизайна продукта

Для любого рабочего процесса свойственны общие принципы и стадии. Рассмотрим этапы классического дизайн-процесса.

1. Исследование

Грамотный продуктовый дизайнер всегда понимает цели и задачи бизнеса. Он знает контекст и горизонты ситуации. 

2. Аналитика 

Специалист исследует весь массив полученной от заказчика информации. Перед дизайнером цифровых продуктов раскрывается большой объем задач. В поле анализа попадает не только изучение схожих проектов, но и бизнес-процессы, финасовая сторона вопроса, маркетинг и сами механики сервисов.

3. Формирование гипотез

Изучив весь объём информации, дизайнер продукта с командой формирует варианты решений. После формирования гипотез обычно их оценивают вместе с аналитиком и менеджером продукта на предмет реализуемости, ценности и уверенности в том, что гипотеза принесёт желаемый результат.

4. Постановка задач

Хорошая практика отдавать в дизайн задачи в высокой степени абстракции: в виде историй. Пользовательские истории полезно декомпозировать на кейсы (ситуации), а проработку кейсов удобно делить на задачи и раздавать членам команды.

«Я, как покупатель хочу заказать еду домой» — история. «Нарисуй кнопку» — не история.

К задачам полезно иметь измеримые показатели успеха. Время на странице измеримо, а «красота» — нет.

5. Создание артефактов

В зависимости от роли это могут быть макеты, прототипы, компоненты системы или паттерны. После создания артефакт крепится к задаче и проходит приёмку.

6. Разработка

Производство решений на конкретной части продукта. Дизайнер участвует тут как тестировщик и помогает разработчикам интерпретировать свои артефакты.

7. Сбор данных

По заранее определённым показателям из задачи, нужно снимать статистику и проверять, достигла команда успеха в своей гипотезе или нет.

Компетенции и обязанности продуктовых дизайнеров

Продуктовый дизайнер — это универсальный специалист. Перед ним стоят разноплановые задачи. Что полезно уметь:

Графический и визуальный дизайн

Работа с пикселями. Именно так выглядит работа дизайнера в привычном для всех смысле. Это зримые проекты. Приходишь к дизайнеру с большим визуальным опытом — и сразу красивенько. 

Моушн или анимационный дизайн

Это суровая работа с After Effects и аналогами. Чтобы всё летало, прыгало, раскрывалось и скрывалось с фейерверками.

Пользовательские исследования

Исследовать насущные потребности пользователей. Нужно знание психологии и пирамиды потребностей. Хорошо выполненное исследование приводит к успешному выбору стратегии проекта. Нужно знать не только чего хотят пользователи, но и то, чего они захотят в будущем. Танцы заказывает бизнес, но оплачивает эти танцы его клиент.

Анализ данных

Статистика и матан. Надо проводить сбор данных с тестирований и работающих продуктов, а затем анализировать для формулирования новых гипотез.

Прототипирование

Создание мокапов и интерактивных прототипов. Это очень важная часть процесса разработки проекта. Прототипы позволяют эффективно тестировать идеи, благодаря доступности. Мокапы являются частью того, что дизайнер поставляет в разработку.

Бизнес-стратегия

Анализ с точки зрения ценности для бизнеса. Здесь ракурс рассмотрения прост, но очень важен:

  • Будет ли продукт продаваться и каким будет его место на рынке;
  • Как дешевле реализовать продукт или его компонент;
  • Какие бизнес-процессы рентабельно перестроить.

Пример: дизайн-системы выгодно внедрять, когда в работе множество однотипных артефактов, а сам продукт достаточно большой. Обходятся дорого, требуют перестройки процессов и коммуникации, но окупаются далеко не всегда.

Коммуникации

Если дизайнер слаб в коммуникациях, то намного меньше шанс реализовать его прочие компетенции. Вот ты прекрасно всё сделал, но не договорился с разработкой, не спросил и не учёл их процесс — работа сделана зря и продукт придётся снова переделывать.

Личные качества продуктового дизайнера

Чтобы хорошо выполнять свою работу, дизайнерам продукта нужно быть любопытными, обладать способностью обрабатывать большое количество информации, испытывать эмпатию к пользователю. Также нужно быть общительным и последовательным. Продуктовый дизайн относительно других специальностей дизайна в интерфейсах, это как марафон относительно спринта. Продукт никогда не бывает закончен, и отсюда вытекает важное личное качество — спокойное отношение к темпам работы и к своим ошибкам.

Профессиональные обязанности продуктового дизайнера

Профессиональные обязанности очень сильно варьируются от продукта к продукту. В стартапе продуктовый дизайнер может осуществлять весь цикл проектирования продукта, а в крупной корпорации работать только над одним небольшим процессом.

  • Частично работа продакт-менеджера: с комментариями пользователей по уже существующим IT-продуктам;
  • Построение стратегии взаимодействия пользователя с продуктом;
  • Анализ данных формулировка ключевых требований;
  • Совместная проработка требований с коллегами;
  • Создание и тестирование прототипов решения;
  • Доработки решений;
  • Документирование решений и подготовка к разработке;
  • Курирование разработки;
  • Работа с результатами, переосмысление и выдвижение новых гипотез.

Что дальше

Для более фундаментального погружения в суть работы продуктового дизайнера рекомендую почитать книги:

  • Дизайн привычных вещей
  • Дизайн для реального мира
  • Бережливый стартап
Поделиться
Телеграфировать
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Добавить комментарий