Мудборд — звучит гордо, но загадочно. Для непривычного к английскому уха ещё и смешно. На деле это отличный инструмент для всех, кто делает визуалы, от фотографов и дизайнеров до операторов и стилистов. Хватайте свои пинтересты и погнали!
Содержание
Что такое
Из названия мудборд, буквально, «настроенческая доска». Коллаж образов, панно с атмосферой, называй, как хочешь. Англоговорящие коллеги ещё говорят «idea board» или «theme board». Композиция из десяти, тридцати, пятидесяти изображений, которые передают общее настроение проекта, основные образы, посылы, смыслы, цвета и формы.
Когда специалист или команда еще не приступали к работе, а определить визуальный стиль уже пора, можно предложить клиенту пару референсов. «Что-то такое, но вместо роботов будут модели в купальниках, а вместо Плутона — Магадан». Велик шанс быть непонятым, есть риск, что клиент зациклится на одном примере и будет ждать дословного повторения.
А можно передать дух будущего проекта, собрав образы в общий коллаж; включить туда и фото, и текстуры, и слоган, и формы, и шрифты. Мудборд увеличивает вероятность того, что вы с клиентом правильно поймёте друг друга. И что в конце не придётся услышать: «Я себе это иначе представлял(а)», потеряв время и деньги на правках.
«Но есть же бриф!». Да, бриф, который ничего не гарантирует. Обычный, среднестатистический заказчик очень не любит отвечать на вопросы в письменной форме, делает это неохотно, не особо вникает в суть. Зато когда результат в итоге не отвечает ожиданиям, клиент выдаёт мешок правок и своё разочарование. В этом смысле мудборд приятнее, проще и доступнее стандартного опросника.
Кому мудборд?
Краткий обзор сферы показал, что мудбордами сейчас пользуются практически все, кто связан с медиа и компьютерной графикой. Некоторые даже предпочитают их брифам, когда речь идёт о более творческих задачах, или когда заказчик категорически не знает, что в брифе написать. Вот некоторые из специалистов, которые добавили создание мудборда в свой пайплайн:
Дизайнеры
Мудборд может быть и необходимым пинком для начала проекта, и дешёвым по времени стилистическим ориентиром на протяжении всей работы. Он поможет синхронизировать термины и образы, когда клиент и дизайнер по-разному себе представляют, как выглядят продающий красный и ретро-футуризм. Наконец, мудборд объединит видение, если над проектом работает не один дизайнер, а команда.
Фотографы
На персональных съёмках инициатива часто идёт от клиента, который заинтересован донести до фотографа свой вижн, не поддающийся описанию. В обратную сторону тоже работает — для лучшего эффекта полезно добавить не только абстрактные атмосферные картинки, но и образы макияжа, причёсок, примеры освещения и подходящих поз.
Операторы и режиссёры
Чем грамотней препродакшен, тем больше времени и денег сэкономишь на постпродакшене. Если есть инструмент, который позволит точнее донести до клиента твою идею, нужно этот инструмент использовать. В съёмочный мудборд включают примеры локаций, типажи персонажей и ориентиры для будущего кастинга, примеры цветокоррекции и спецэффектов, и, само собой, решение по свету и композиции кадра.
Стилисты и визажисты
В мудборд для стайлинга можно включить не только примеры подходящей одежды/аксессуаров и цветовую гамму, но и предпочтительный тип модели, примеры причесок и фонов.
3 повода собрать мудборд
Стоит потрясти свой Tumblr, Pinterest или Instagram и описать идею визуально, чтобы:
Определиться с собственным видением
Иногда не получается словами описать свои образы и ощущения, хотя в голове все выглядит прекрасно. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Начав собирать мудборд, ты либо придёшь в итоге к связной картине, либо поймёшь, что нужно копать в другом направлении. Отрицательный результат — тоже результат. Особенно, когда достался так дёшево.
Кстати, мудборд это отличный инструмент для перфекционистов с боязнью чистого листа. Он не является функциональной частью проекта, его не страшно испортить и легко исправить, но с его сборкой, фактически, начинаются реальные действия. Мягкий способ перейти из состояния полного нуля в состояние «работу начали, завтра покажем, что получается».
Синхронизировать видение с заказчиком
Причина номер один для создания мудборда. Все плюсы такого подхода описаны выше. Из минусов — траты времени на создание. Отправить заказчику бриф для заполнения быстрее и проще. Эффективнее ли? Решай сам.
Презентовать свое чувство вкуса и стиль
Иногда мудборд собирают не под проект, а в качестве тестового задания или приложением к резюме. Правила здесь те же, что и для проектной работы — исходить из задачи, стараться как можно более точно передать своё видение. И быть классным, конечно.
В какой проге делать
Среду создания мудборда, как и контент, выбирай исходя из задачи. В зависимости от формальности, от потребности в интерактиве, от технического оснащения клиента — кстати, опасно недооценивать важность последнего пункта. Иногда реально эффективнее распечатать готовый коллаж и вручить клиенту вместе с маркером, чтобы отметил понравившиеся варианты. Если говорить о более прогрессивных средах:
- Pinterest. Отличный интерактивный онлайн-инструмент для поиска картинок и добавления их на тематические доски. Досками потом можно поделиться. Подходит для менее формальных коммерческих случаев и, безусловно, для личного пользования. Среди удобных моментов — при выборе картинки Pinterest тебе автоматически предлагает похожие по тематике, цвету и атмосфере. Это прилично ускоряет работу.
- Moodboard. Если на Pinterest можно одновременно искать картинки и собирать с ними доску, то здесь каждый приходит со своим. Из плюсов минимум рекламы, скорость и простой до неприличия функционал. Подобных сервисов наклепали полно, например, Canva или Mural, последний — для командной работы. Выбирай, какой больше нравится. Кстати, подзабытый подростками Tumblr тоже можно использовать как онлайн-ресурс для мудбордов.
- Figma себя называют, в том числе, классной средой для создания мудбордов. Удобств много — на одной доске легко объединить идеи и работу нескольких специалистов, после согласования плавно перейти от мудборда непосредственно к макетам. Можно работать в браузере или скачать версию для ПК. А о том, почему Figma удобна для последующего проектирования, рассказано здесь.
- Photoshop и прочие графические редакторы. Если собираешь большую и красивую презентацию проекта, логичнее подготовить для неё большой и красивый мудборд, а не кинуть в клиента ссылкой на Pinterest. Если дальнейшая работа будет вестись в одном из графических редакторов, то и мудборд логичнее собирать в нём. Но вот по скорости создания, по возможностям использования разнообразных шаблонов и по интерактивности оффлайн инструменты проигрывают всухую.
Что включить в мудборд
Зависит от задачи — можешь брать любую визуальную информацию. Даже тексты песен или сканы документов, если тебе это важно и актуально. Опять же, зависит от цели, будут в твоём мудборде элементы, которые ты точно планируешь использовать, или те, что просто создают нужное настроение. Ты ещё в поиске или уверен в направлении и стараешься презентовать его клиенту? Ответ прямо повлияет на содержание.
Вот несколько популярных вариантов для наполнения мудборда, дальше думай сам:
- Цветовые схемы;
- Фотографии;
- Иллюстрации;
- Текстуры;
- Логотипы и символы;
- Шрифты;
- Каллиграфия и леттеринг;
- Тексты, посылы и слоганы;
Итог
Тратить время на мудборд или забить и забыть? Если во время прочтения тебя хоть раз посетила мысль: «Почему я ещё не пользуюсь этой штукой?», значит, есть смысл попробовать. Эффективность для конкретного процесса можно определить только на практике, нет никаких гарантий лично для тебя. Но хуже не будет точно, а неуверенным перфекционистам и прокрастинаторам с недостатком вдохновения totally recommended.